Программа МБОУ СОШ с. Константиновка по повышению качества образования на 2021-2024учебный год.
Наименование
программы |
Комплексно-целевая
программа «Повышение качества образования на 2022 - 2024 годы» |
|
|||
Основания |
для |
разработки |
1. План действий по
модернизации общего образования на период 2022– 2024 г.г. |
|
|
программы |
|
|
2. |
Результаты проблемно-ориентированного
анализа организации и управления мониторингом |
|
|
|
|
качества
образования в школе. |
|
|
Разработчик программы |
Администрация МБОУ СОШ
с.Константиновка |
|
|||
Основные исполнители |
Администрация МБОУ СОШ
с.Константиновка, педагогический коллектив. |
|
|||
программы |
|
|
|
|
|
Конечная цель |
|
1. Создание условий для
повышения уровня качества образования. |
|
||
|
|
|
2. |
Совершенствование внутришкольной
системы управления качеством образования на основе |
|
|
|
|
деятельностно-компетентностного
подхода. |
|
|
|
|
|
3. |
Создание механизмов
устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества |
|
|
|
|
образования в
учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному |
и |
|
|
|
|
региональному
заказам. |
|
|
Задачи |
|
|
1. |
Проанализировать состояние организации
и управления мониторингом качества образования |
|
|
|
|
в МБОУ СОШ с.Константиновка |
|
|
|
|
|
2. |
Изучить опыт и достижения
науки и практики в области построения и применения систем |
|
|
|
|
мониторинга
в образовательных учреждениях. |
|
|
|
|
|
3. |
Разработать модель
мониторинга качества образования в школе. |
|
|
|
|
|
4.Осуществить отбор,
адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, |
|
|
|
|
в МБОУ СОШ с.Константиновка |
|
|
|
|
|
5. |
Подготовить нормативно-методические документы
для обеспечения мониторинга
качества |
|
|
|
|
образования
в школе. |
|
|
|
|
|
6.
Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения,
классификации и |
|
|
|
|
|
анализа
информации мониторинговых
исследований. |
|
|
|
|
|
7. |
Создать
информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в школе». |
|
|
|
|
|
|
|
Перечень |
основных |
направлений |
1. Создание условий для
повышения качества образования в школе. |
|
|
программы |
|
|
2. |
Создание условий и
механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых |
|
|
|
|
исследований
в школе. |
|
|
|
|
|
3. |
Создание
модели мониторинга качества образования. |
|
|
|
|
4. |
Разработка методических материалов
по использованию мониторинговых исследований в |
|
|
|
|
работе
по повышению качества образования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Качество
образования - интегральная характеристика
системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного
обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества
образования - определение с помощью
диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения,
образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным
требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Управление
качеством образования - системное, скоординированное
воздействие как на образовательную деятельность, так и на комплекс
других, связанных с ним основных управленческих и поддерживающих процессов, с
целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования
образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов
установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг -
специально организованное, целевое наблюдение, постоянный
контроль и диагностика состояния на базе существующих источников
информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а
также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
2. Содержание
проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
2.1. Анализ исходного
состояния проблемы
Основания для разработки |
В условиях
проведенного в школе анализа действующих |
|
программы |
подходов
к организации и управлению |
качеством
образования выявлены проблемы: |
|
|
|
Проблемы |
1.
Изменение системного подхода к управлению качеством образования в школе |
|
|
организации
в связи с внедрением обновленных ФГОС. |
|
|
2.
Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательных
отношений к его качеству у |
|
|
обучающихся, учителей, родителей. |
|
|
3.
Незначительность изменений на протяжении нескольких лет в качественных
показателях успеваемости |
|
|
обучающихся в школе. |
|
|
4.Отсутствие качественного
рабочего инструментария, позволяющего оценить
образовательную |
|
|
деятельность в школе. |
|
В
процессе реализации Программы в рамках деятельности школы
предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает
сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения
и воспитания, объединенные в приоритетах:
личность
участников образовательных отношений (учителя, ученика, родителя), её
самооценка, развитие;
гуманизм как
основа образовательных отношений, определяющего место человека в обществе;
При разработке модели мониторинга
качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели, используемые
в системе оценки качества образования;
уровень
обученности учащихся по образовательным программам;
уровень
воспитанности учащихся;
количество
призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
поступление
выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на
бюджетные отделения;
состояние
здоровья и психического развития учащихся;
динамика
правонарушений учащихся;
уровень
жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с
показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность,
развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются
системные показатели организации образовательной деятельности, функционирования
и развития школы:
организация
и развитие образовательных отношений;
управление
образовательной деятельностью;
уровень
выполнения государственных программ;
уровень
инновационных процессов в школе;
профессиональное
образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации
педагогов);
участие
учителей в профессиональных конкурсах;
уровень
информатизации обучения и управления;
показатели
владения учителями информационными технологиями;
состояние
и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели
оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по
предметам обучения).
2.2. Организация и контроль выполнения Программы
Координируя
и контролируя выполнение Программы, администрация МБОУ СОШ
с.Константиновка
анализирует
ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на
педагогический совет по его корректировке;
осуществляет
информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
осуществляет
контроль выполнения программы в соответствии с планом инспекционно-контрольной
деятельности.
2.3. Материально-техническая база
Для
развития материально-технической базы предполагается:
· обновление
учебно-материальной базы (учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и
технологической базы);
оснащение
оборудованием и компьютерной техникой учебных кабинетов и библиотеки.
2.4. Ожидаемые результаты:
·
создание системы
психолого-педагогической диагностики развития обучающихся и контроля повышения
качества образования;
· создание
дидактическо - методической системы по формированию творческих и
интеллектуальных возможностей учащихся;
· создание
комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его
возможностей и способностей;
· повышение
качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам
реализации образовательных программ.
2.5. Этапы реализации Программы:
·
1-й этап –
2021 - 2022 учебный год - разработка программы, создание
условий, необходимых для разработки и освоения программы по
развитию учебного потенциала школьников.
·
·
2-й этап –
2022 -2023 учебный год - работа по изучению личности
ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей
школьников, развитию их, создание банка данных поданной проблеме.
·
·
3-й этап -
2023-2024 учебный год - анализ деятельности по реализации
задач Программы, оценка повышения качества образования в
соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
3.Критерии и показатели системы
оценки качества образования в школе.
Система оценки качества образования включает
в себя комплекс критериев, показателей и индикаторов, который в полной мере
будет соответствовать задачам повышения качества образования на уровне учителя
и школы.
3.1.
Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)»
Содержание
критерия:
Наличие
знаний, умений и способностей обучающихся, обеспечивающих успешность освоения
государственных образовательных стандартов и образовательных программ школы
(способность применять знания на практике, способность к обучению, способность
адаптации к новым ситуациям, воля к успеху)
|
Показатели |
Индикаторы |
Достижение
учащимися положительных показателей в сравнении с предыдущим периодом
(позитивная динамика уровня обученности) |
Оценки промежуточной и итоговой аттестации |
|
Стабильность
и рост качества обучения (позитивная динамика
качества знаний учащихся за последний год) |
Оценки промежуточного и итогового контроля. |
|
|
||
Увеличение
количества учащихся, принимающих участие, а также победивших в конкурсных мероприятиях школьного,
муниципального, регионального и прочих
уровней. |
Награды
различного уровня База данных участников конкурсных
мероприятий |
|
Увеличение количества
творческих работ учащихся
представленных на различных уровнях |
Награды
различного уровня База данных участников |
|
Посещаемость факультативов,
кружков, занятий внеурочной деятельности |
Сохранность
контингента обучающихся подтверждают соответствующие документы и школьная
отчётность |
Данный критерий позволяет судить о профессионализме и
эффективности работы учителя.
3.2.Критерий «Формирование социальных компетенций» Содержание критерия: |
||||||||||
|
|
|||||||||
Способность обучающихся брать
на себя ответственность, участвовать в функционировании школьного самоуправления, способность быть лидером,
способность работать самостоятельно. |
||||||||||
|
||||||||||
3.3.Критерий
«Формирование поликультурных компетенций» |
|
||
Содержание
критерия: |
|
|
|
Понимание различий между культурами, уважение к представителям иных
культур, языков, религий. |
|||
|
|
|
|
|
Показатели |
|
Индикаторы |
Знание и уважение
культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в
современное общество |
Участие в конкурсах,
проектах |
|
|
|
|
Содержание критерия: |
|
|
|
Показатели |
Индикаторы |
Владение
конкретными навыками, поведенческими реакциями, |
Оценки
экспертов: |
|
умением
решать конфликтные ситуации |
а) в ходе
наблюдения и проведения опросов; |
|
Сформированность навыков работы в группе, выполнение |
б) в ходе изучения продуктов деятельности ребенка
(письменные |
|
различных социальных ролей в коллективе |
источники, устные выступления). |
|
Умение представить себя. |
|
|
Результаты
литературного творчества учащихся |
Наличие
авторских публикаций (стихи, проза, публицистика) в |
|
|
|
школьных и
других видах изданий. |
|
|
Награды |
Благоприятный
психологический климат в классе.
|
Результаты
социально-психологического исследования, |
|
|
|
проведенного
в классе (по научной методике). |
|
|
|
Наличие
практики конструктивного решения конфликтных |
Отсутствие
свидетельств деструктивных последствий конфликтов, |
|
ситуаций. |
наносящих
вред физическому, психологическому и нравственному |
|
|
|
здоровью. |
|
|
|
|
|
|
Умение
учащимися последовательно и понятно излагать свои |
Образцы
устной и письменной речи. |
|
мысли в
устной и письменной форме. |
|
|
Устойчивый
интерес к художественной литературе. |
Читательская
активность, читательская грамотность |
|
|||
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
3.5 Критерий « Формирование информационных компетенций» |
Владение современными информационными технологиями,
понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации,
распространяемой СМИ.
Показатели |
Индикаторы |
Использование
в проектной, исследовательской и других видах |
Высокая
оценка коллег в ходе открытых занятий |
деятельности
ИКТ (Интернет-ресурсов, мультимедийных средств) |
Результаты
учебной деятельности учащихся (в электронном виде). |
·
Увеличение
количества творческих работ учащихся по предметам |
|
образовательной программы школы,
представленных на различных |
|
уровнях |
|
Использование учащимися общественно
признанного авторского |
Предъявленный
продукт. |
3.5. Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций. Содержание критерия: Непрерывное
самообразование, формирование способности учиться на протяжении всей жизни.
|
продукта
(программы, сайты, учебный модуль и т.д.). |
|
Содержание критерия:
Владение современными информационными технологиями,
понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации,
распространяемой СМИ.
Показатели |
Индикаторы |
Использование
в проектной, исследовательской и других видах |
Высокая
оценка коллег в ходе открытых занятий |
деятельности
ИКТ (Интернет-ресурсов, мультимедийных средств) |
Результаты
учебной деятельности учащихся (в электронном виде). |
·
Увеличение
количества творческих работ учащихся по предметам |
|
образовательной программы школы,
представленных на различных |
|
уровнях |
|
Использование учащимися общественно
признанного авторского |
Предъявленный
продукт. |
3.6. Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций. Содержание критерия: Непрерывное самообразование, формирование способности учиться на
протяжении всей жизни.
|
продукта
(программы, сайты, учебный модуль и т.д.). |
|
3.7. Критерий
«Общекультурные компетенции»
Содержание критерия:
Духовно-нравственное
развитие личности, её общая культура, личная этическая программа, направленные
на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека,
природы и техники.
Показатели
|
Индикаторы |
Формирование культуры здоровьесбережения |
Доля
детей, участвующих в оздоровительных и здоровьеформирующих мероприятиях
различного вида. |
Увеличение количества, участвующих в
спортивных мероприятиях различного уровня. |
Награды
различного уровня. База данных участников |
Увеличение количества учащихся, занятых творческими видами
деятельности(танцы, музыка, моделирование и т.д.). |
Награды различного уровня по
результатам участия в выставках , фестивалях, конкурсах. База
данных участников конкурсных мероприятий. |
Участие в музейно-краеведческой деятельности |
Доля
учащихся, занятых в музейно-краеведческой деятельности. |
Участие в природоохранительной деятельности |
Доля
учащихся, занятых в природоохранительной деятельности. |
4. Основные
мероприятия деятельности по реализации программы.
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственные |
Результат |
|
Аналитические,
организационные мероприятия |
|||
1. |
Планирование
деятельности по повышению
качества образования на всех уровнях обучения |
Август-сентябрь |
Директор, заместитель директора по
УР, учителя- предметники |
Организация деятельности по
повышению качества образования. |
2. |
Анализ
прохождения ГИА выпускников 9,11 классов в каждом образовательном учреждении. |
Август |
Заместитель
директора по УР |
Обозначение
проблемных мест в образовательной деятельности. |
3. |
Проведение мониторинга качества
образования: - математика, русский язык – 9,11 классы; - русский язык, математика – 4 классы(тестовые
задания для обучающихся 4 класса по русскому языку, математике, литературному чтению,
окружающему миру). |
В течение
учебного года |
Заместитель директора по УР ,учителя-
предметники |
Определение уровня и качества
обученности выпускников 1,2,3 уровней. |
4. |
Анализ результатов мониторинга
качества образования обучающихся. |
В течение
учебного года |
Заместитель директора по УР |
Обозначение проблемных мест в
образовательной деятельности. |
5. |
Проведение пробного ЕГЭ |
2021 г. –
2024 г |
Директор, заместитель директора по
УР , учителя- предметники |
Отработка
порядка проведения ЕГЭ. |
6. |
Функционирование внутренней системы
оценки качества образования, корректировка планов работы по повышению
качества образования в ОУ. |
В течение
года |
Директор, заместитель директора по
УР, учителя- предметники |
Внесение необходимых изменений и дополнений в
планы работы по повышению качества образования. |
7. |
Комплексное
обследование обучающихся в рамках деятельности
психолого-медико-педагогической консилиума. |
Сентябрь - октябрь |
Директор, заместитель директора по
УР, учителя- предметники, |
Выявление детей,
нуждающихся в коррекции,
оказание помощи родителям по вопросам
обучения данной категории детей. |
8. |
Комплекс мероприятий, направленных
на повышение уровня адаптации обучающихся 1, 5 классов |
Сентябрь-
октябрь |
Директор, заместитель директора по
УР, учителя- предметники |
Разработка методических и
практических мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия для адаптации
ребенка к школе, его дальнейшее развитие, обучение и
воспитание. |
№ |
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственные |
Результат |
|
Методические мероприятия |
|||
1 |
Проведение
аналитических семинаров по выявлению причин низких результатов обучения. |
В
течение года |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Разработка
рекомендаций по
устранению причин низких
результатов |
2. |
Выявление
детей «группы риска». |
Сентябрь |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Формирование
базы данных. |
3. |
Заседания педагогического совета,
заседания ШМО, учителей
начальных классов, учителей –предметников, проведение малых педсоветов. |
В
течение года |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Выработка
методических рекомендаций
попланированию и организации деятельности школы в целом и учителя в частности
по повышению качества обученности школьников. |
4. |
Организация
психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска». |
По
отдельному плану |
Социальный
педагог, заместитель директора по УР, учителя- предметники |
Тенденция
к снижению численности детей с проблемами в освоении учебных
программ. |
5. |
Повышение
квалификации педагогических работников через: - курсовую
подготовку; - участие
в работе РМО, ШМО; - участие
в конкурсах и проектах; -
самообразование. |
В
течение года |
Заместитель директора по УР, учителя- предметники |
Повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов. |
6. |
Распространение
передового педагогического опыта в рамках аттестации педагогов. |
В течение
года |
Заместитель директора по УР, учителя- предметники |
Обобщение
и распространение передового педагогического опыта. |
7 |
Организация
проведения выпускного сочинения в 11 классе. |
Декабрь |
Директор, заместитель директора по УР |
Допуск
выпускников 11 классов к ГИА |
8 |
Проведение
входящего, промежуточного и итогового
контроля в каждом классе по всем предметам учебного плана. |
В
течение года, по четвертям |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Получение
информации о динамике качества образования в разрезе отдельных
предметов,областей. |
9 |
Проведение административных контрольных
срезов, анализ результатов. |
В
течение года |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Получение
информации для принятия
управленческих решений по повышению
качества образования. |
10 |
Мониторинг
уровня сформированности УУД. |
В
течение года |
Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
|
11 |
Организация
предпрофильной подготовки в основной школе. |
В
течение года |
Директор, Заместитель
директора по УР, учителя- предметники |
Снижение
количества обучающихся старшей школы,
имеющих низкую мотивацию к обучению. |
Создание
условий для оптимального развития одаренных, а также просто способных детей |
||||||
1 |
Внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов
обучения, развитие у учащихся творческого и исследовательского мышления. |
Постоянно |
Заместитель
директора по УР, руководители ШМО |
Активизация работы с детьми, имеющими
повышенную мотивацию к обучению. |
||
2 |
Международный
игра-конкурс, начальная школа. «Русский
медвежонок» - языкознание для всех. |
2021 -
2024 г.г. |
Учителя
нач. школы |
|||
. |
Участие в
олимпиадах различного уровня: - всероссийская олимпиада школьников по предметам; - муниципальные олимпиады по предметам
художественно-эстетического цикла; |
В течение года |
Заместитель директора по УР, учителя- |
|||
3 |
Международный
конкурс «Живая классика», 6-10 классы
|
2021-2024 г. |
Учителя русского языка и литературы |
|||
4 |
Обобщение эффективного опыта
работы учителей с одаренными
детьми. |
Март- апрель |
Заместитель
директора по УР |
|||
5 |
"Путевка в жизнь", "Билет в
будущее" |
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
|||
6 |
Участники КД НТИ
НТИ (Национальная
технологическая инициатива) 5-11 классы |
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
|||
7 |
WorldSkills 8-11
классы |
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
|||
8 |
|
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
|||
9 |
Составление и
своевременная
корректировка планов |
В течение |
Заместитель директора по УР, классные руководители |
Организация
сопровождения одаренных |
||
10 |
Научно-практические
конференции по предметам |
В течение года |
Учителя школы |
Обобщение и
передового педагогического опыта. |
||
Работа с родителями |
||||
1 |
Создание условий для защиты прав детей и родителей по удовлетворению образовательных потребностей и изучение
степени
удовлетворённости качеством образовательных услуг. |
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
Удовлетворение
образовательных потребностей
обучающихся, родителей. |
2 |
Проведение родительских собраний, консультаций для родителей с целью
ознакомления с действующим законодательством в области образования. |
В течение года |
Заместитель
директора по УР, классные руководители |
Своевременное
информирование родителей об изменениях в действующем законодательстве об
образовании. |
3 |
Подготовка ежегодного публичного отчёта, проведение самообследования образовательного учреждения. |
Ежегодно |
Директор, заместитель
директора по УР, классные руководители |
Информирование
общественности о результатах
образовательной деятельности
и качестве предоставляемых
услуг. |
Работа с СМИ |
||||
1 |
Информационное
освещение реализации качества образовательных услуг через сайт школы |
В течение года |
Директор, заместитель
директора по УР |
Информационная
поддержка. |
Принято
на заседании педагогического совета от 11.01. 2021 г., протокол № 1