Положение об индивидуальном проекте

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Ивановича
Щедрина с. Константиновка Николаевского муниципального района Хабаровского края
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 1 от 31.08.2020г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Константиновка
приказ № 64-осн от 31.08.2020г.

_________________С.В.Сульдина

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
в МБОУ СОШ с. Константиновка
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного
общего образования, Основной образовательной программы основного общего
образования, Программы формирования УУД.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации
работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с
переходом на ФГОС ООО.
1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественно-творческую, иную).
1.4. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.5. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного
процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества
образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
1.6. Выполнение итогового проекта рекомендуется для каждого обучающегося 58, 10-11 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО и ФГОС СОО, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому
учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся может
выполнить один итоговый проект. На уровне 5-8, 10-11 классов проекты,
выполняемые обучающимися, могут быть коллективными, групповыми,
дуальными или индивидуальными. Какой проект будет выполнять обучающийся,
он выбирает сам. Проект может носить предметную, метапредметную,
межпредметную направленность.

1.7. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому
учебному предмету. В течение одного учебного года обучающийся обязан
выполнить один итоговый индивидуальный проект, на уровне 9 класса проекты,
выполняемые обучающимися, должны быть только индивидуальными. Проект
может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.8. Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется в
октябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на
текущий учебный год. Для формирования поля проектной деятельности и её
организации каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по
своему предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и педагог
дополнительного образования определяют тематику социальных проектов. Для
обучающихся 9 классов тематику согласовывает руководитель курса « проектная
деятельность».
1.9. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих
материалов
системы
внутришкольного
мониторинга
образовательных достижений.
1.10. Отметка за выполнение проекта обучающимся 9 класса выставляется в графу
учебного курса «Проектная деятельность».
1.11. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться
как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей
школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
2. Цели и задачи выполнения ИИП.
2.1. Целями выполнения ИИП являются:
2.1.1. Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к
освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции.
2.1.2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.1.3. Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и
социально значимых проблем и воплощению найденных решений в
практику.
2.1.4. Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию
ИКТ в целях обучения и развития.
2.1.5. Определить уровень сформированности у обучающегося способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
2.2 Задачами выполнения ИИП являются:
2.2.1. Обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить
цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели
на протяжении всей работы).
2.2.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).
2.2.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление.

2.2.4. Формирование и развитие навыков публичного выступления.
2.2.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным
планом).
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого обучающегося
разрабатываются образовательной организацией.
3.2. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный
руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
преподаватель ВУЗа. Классный руководитель контролирует занятость
обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы
проекта обучающимся.
3.3. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником,
согласуется с педагогом. Педагоги
обязаны
уважительно относиться к личностному выбору обучающегося, не отговаривать
его от выбора темы по своему предмету, не
навязывать скучную для
обучающегося тему. В то же время педагог должен аргументировано отклонить
тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема
не отвечает
общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующие
асоциальное поведение, является околонаучной.
3.4. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается
обучающимся совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из
актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной
жизни современного мирового сообщества.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем
самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам
возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное
исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее
толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность,
быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере
человеческой деятельности.
4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и
средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа
действий.
При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:
1. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору
обучающегося, не отговаривать его от выбора темы по своему предмету, не
навязывать скучную для обучающегося тему. Выбор темы должен быть обоюдно
мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

2. Тема не только должна определять интерес автора к той или иной проблеме на
данный, текущий момент, но и вписываться в общую перспективу
профессионального развития ученика; т.е. иметь непосредственное отношение к
предварительно выбранной или будущей специальности.
3. Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности
обучающегося к выполнению самостоятельного задания.
4. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме, должны быть доступны оборудование и литература.
5. Важна значимость, актуальность проблемы (соответствие запросами времени,
возможность применения изучаемых идей и положений к окружающей
действительности).
6. Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное
исследование по достаточно узкому вопросу.
7. Из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом
исследования,
хронологические
рамки
изучаемого
периода,
круг
рассматриваемых проблем.
8. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше
слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов свидетельствует о
ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы.
Ответственным за организацию и проведение научно-практической конференции
является заместитель директора, курирующий проектную деятельность.
Цель организации публичной защиты проектов:
-создание условий для формирования универсальных учебных действий
обучающихся;
-интеллектуальное и творческое развитие обучающихся;
-поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших
достижений школьников;
-приобщение обучающихся к исследовательской, экспериментально
конструкторской, поисковой деятельности,
-расширение и углубление научно-практического творчества обучающихся,
теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков
школьников.

4.5. Возможные типы работ и формы их представления
Таблица 1.
Тип проекта
Цель проекта
ПрактикоРешение практических
ориентированный, задач
социальный
Исследовательский Доказательство
или
опровержение какойлибо гипотезы.
Информационный Сбор информации о
каком-либо
объекте
или явлении.
Творческий
Привлечение интереса
публики к проблеме
проекта.
Игровой
или Представление опыта
ролевой
участия в решении
проблемы проекта





















Проектный продукт
 анализ
данных
 костюм,
социологического опроса,
 макет,
атлас,
 модель,
атрибуты
несуществующего
 музыкальное произведение,
государства,
 мультимедийный продукт,
бизнес-план,
 отчёты
о
проведённых
веб-сайт,
исследованиях,
видеофильм,
 праздник,
выставка,
 публикация,
газета,
 путеводитель,
журнал,
 реферат,
действующая фирма,
 справочник,
игра,
 система
школьного
карта,
самоуправления,
коллекция,
 серия иллюстраций,
компьютерная анимация,
 учебное пособие,
оформление кабинета,
 чертеж,
пакет рекомендаций,
 экскурсия.
стендовый доклад,
сценарий,
статья,
сказка,

5. Организация проектной деятельности
5.1. Для формирования поля проектной деятельности и её организации
каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему
предмету (от 5 до 10 тем), помимо этого классные руководители и педагоги
дополнительного образования определяют тематику социальных проектов.
5.2. Презентация поля проектной деятельности на текущий учебный год
проходит в октябре (информация представляется на сайте школы).
презентации проектов проходят в ходе проведения научно-практических
конференций школьников на уровне школы.
5.3. К концу октября должен произойти выбор тем для проектирования и
утверждение тем и научных руководителей, которое утверждается приказом
директора не позднее 30 октября и публикуется на сайте МБОУ СОШ р.п.
Многовершинный. Изменение темы проекта обучающимся 5-8, 10-11
классов допускается по согласованию с руководителем Научного общества
школы, курирующим проектную деятельность, в основном разрешается
только корректировка названия темы или переход из одной проектной
группы в другую в течение месяца. Так как проект в 9 классе строго
индивидуальный, то изменение темы проекта обучающимся не допускается,
разрешается только корректировка названия темы.
5.4. В ноябре-феврале в школе начинается «проектная четверть», во время
которой происходит работа над проектами. В это время происходят
групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов,
сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.
5.5. Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов
обучающегося
устойчива,
налажен
диалог
с
преподавателем.
Преподавателями и администрацией школы приветствуется раннее начало
работы над индивидуальными проектами.
5.6. К 30 декабря руководители проектов отчитываются перед заместителем
директора о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых
проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения.
Перед отчетом заместителю директора руководитель проекта заслушивает
аналогичный отчет обучающегося.
5.7. В конце февраля обучающиеся сдают письменный отчет по проекту в
объеме не более 10 листов на предварительную экспертизу, по результатам
которой проект возвращается на доработку или допускается к защите на
школьной научно-практической конференции. Предварительная экспертиза
осуществляется экспертным советом научно-практической конференции,
который формируется каждый учебный год из представителей
администрации, педагогов, обучающихся 11 классов.
5.8. В марте- апреле в школе традиционно проходит школьная научнопрактическая конференция. На конференции могут быть представлены
текущие проекты (5 - 8 кл., 10-11 кл) и итоговые индивидуальные проекты( 9
класс), объединение разновозрастных участников конференции позволяет
повысить
познавательный
интерес
обучающихся,
сформировать

коммуникативные умения.
5.9. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомят слушателей
с проектным продуктом, выступление и результаты работы обучающегося
оцениваются компетентным жюри согласно предложенным критериям
(Таблица 4, Приложение 1)
5.10. В начале учебного года в параллели девятых классов организуются
установочный семинар и выступление администрации школы для
обучающихся и их законных представителей с целью рассказать о сдаче
экзамена в форме защиты итогового индивидуального проекта и
ориентировать обучающихся на выбор интересной для них темы. Опыт
ограничения выбора учащихся примерной тематикой заданий для
индивидуального проекта, предлагаемых педагогами школы, показывает, что
обучающиеся редко выбирают эти темы.
5.11. Этапы работы над проектом:

Таблица 2.
Этапы
работы над
проектом
1.
Погружение
в проект
(сентябрьоктябрь)

Цели и задачи
Цель – подготовка
обучающихся к
проектной
деятельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и
целей проекта в ходе
совместной
деятельности педагога
и обучающихся;
– создание группы
(групп) обучающихся
для работы над
проектом.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Отбирает возможные темы и
предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся
интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует обучающихся к
обсуждению, созданию
проекта.
Организует поиск
обучающимися оптимального
способа достижения
поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует обучающихся
при постановке цели и задач,
при необходимости
корректирует их
формулировку
Формирует необходимые

Осуществляют вживание в
ситуацию.
Обсуждают тему проекта,
предмет исследования с
учителем.
Получают дополнительную
информацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в составе группы
(или самостоятельно)
решение по поводу темы
(подтем) проекта и
аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск
оптимального способа
достижения цели проекта;
• личностное присвоение
проблемы.
Формулируют
(индивидуально или в
результате обсуждения в

Деятельность
родителей
Помогают
в
выборе
тематического
поля,
темы;
в
формулировке
проблемы, цели и
задач проекта.
Мотивируют
детей.

2.
Планирован
ие
деятельност
и
(ноябрь)

Цель – пооперационная
разработка проекта с
указанием перечня
конкретных действий и
результатов, сроков и
ответственных.
Задачи:
– определение
источников
информации, способов
сбора и анализа
информации, вида
продукта и возможных
форм презентации
результатов проекта,
сроков презентации;
– установление
процедур и критериев
оценки результатов и
процесса;
– распределение задач
(обязанностей) между
членами группы.

специфические умения
и навыки.
Направляет процесс поиска
информации обучающимися
(при необходимости помогает
определить круг источников
информации, рекомендует
экспертов).
Предлагает обучающимся:
• различные варианты и
способы хранения и
систематизации собранной
информации; • организовать
группы;
• распределить роли в
группах;
• спланировать деятельность
по решению задач проекта;
• продумать возможные
формы презентации
результатов проекта;
• продумать критерии оценки
результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля
(самоконтроля)

группе) цель проекта.
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и анализ
информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в
группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа
презентации предполагаемых
результатов;
• принятие решения по
установлению критериев
оценивания результатов и
процесса.
Продумывают продукт
групповой и/или
индивидуальной
деятельности на данном
этапе.
Проводят оценку
(самооценку) результатов
данного этапа работы.

Консультируют в
процессе поиска
информации.
Оказывают
помощь в выборе
способов хранения
и систематизации
собранной
информации, в
составлении плана
предстоящей
деятельности.

разработанного плана
деятельности и ресурсов.
3.
Цель – разработка
Наблюдает, советует,
Осуществле проекта.
косвенно руководит
ние
Задачи:
деятельностью, отвечает на
деятельност – самостоятельная
вопросы обучающихся.
и по
работа обучающихся по Контролирует соблюдение
решению
своим индивидуальным правил техники
проблемы
или групповым задачам безопасности.
(декабрьпроекта.
Следит за соблюдением
январь)
– промежуточные
временных рамок этапов
обсуждения
деятельности.
полученных данных в
группах, на
консультациях (на
уроках и/или во
внеурочное время).

4.
Оформлени
е
результатов
(февраль)

Цель –
структурирование
полученной
информации и
интеграции
полученных знаний,
умений, навыков.
Задачи:

Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует обучающихся,
создает чувство успеха;
подчеркивает социальную и
личностную важность

Выполняют запланированные
действия самостоятельно, в
группе или в
комбинированном режиме.
При необходимости
консультируются с учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные обсуждения
полученных данных в
группах.

Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном
анализе проекта, оценивают
свою роль, анализируют
выполненный проект,
выясняют причины успехов,
неудач.

Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
правил
техники
безопасности.
Следят
за
соблюдением
временных рамок
этапов
деятельности.
Оказывают
помощь в сборе
информации
оформлении
материалов и
портфолио
проектной
деятельности
Наблюдает,
советует.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся, создает

– анализ и синтез
данных;
– формулирование
выводов.
5.
Цель – демонстрация
Презентаци материалов,
я
представление
результатов результатов.
(март)
Задачи:
– подготовка
презентационных
материалов;
– подготовка
публичного
выступления;
– презентация проекта.

достигнутого.

Проводят анализ достижений
поставленной цели. Делают
выводы.

чувство успеха.

Организует презентацию.
Продумывает и реализует
взаимодействие с
родителями.
При необходимости
консультирует обучающихся
по вопросам подготовки
презентации и оформления
портфолио.
Репетирует с учениками
предстоящую презентацию
результатов проектной
деятельности.
Выступает в качестве
эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует
полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения:
общаться, слушать,
обосновывать свое мнение,
толерантность и др.;
• акцентирует внимание на

Выбирают (предлагают)
форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять
портфолио.
При необходимости
консультируются с учителем
(экспертом).
Осуществляют защиту
проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели
и задач;
• умение планировать и
осуществлять работу;
• найденный способ решения
проблемы;
• рефлексию деятельности и
результата.
Выступают в качестве
эксперта, т.е. задают вопросы
и высказывают критические

Консультируют в
выборе формы
презентации.
Оказывают
помощь в
подготовке
презентации.
Выступают в
качестве эксперта.

6. Оценка
результатов
и процесса
проектной
деятельност
и (апрельмай)

Цель – оценка
результатов и процесса
проектной
деятельности.
Задачи:
– коллективное
обсуждение
результатов проекта;
– самоанализ проектной
деятельности.

воспитательном моменте:
умении работать в группе на
общий результат и др.

замечания (при презентации
других групп \ учащихся) на
основе установленных
критериев оценивания
результатов и процесса.

Оценивает усилия
обучающихся, креативность,
использование источников,
неиспользованные
возможности, потенциал
продолжения, качество
отчета, мотивирует
обучающихся.
Наблюдает, направляет
процесс.

Осуществляют оценивание
деятельности и ее
результативности в ходе:

Консультируют в
оформлении
отчета.

• коллективного обсуждения;
• самоанализа.

5.12. В период марта- апреля ежегодно проводится научно-практическая конференция, на которой проходит публичная
защита проектов. К публичной защите допускаются все проектные работы обучающихся 9 классов, и те проектные
работы обучающихся 5-8 классов и 10-11 классов, которые на предварительном этапе получили оценку, составляющую
50% или более от максимальной оценки по разработанным критериям (Приложение 1).

6. Требования к оформлению проектной работы
6.1. Проектная работа, выполненная в школе и представляемая на школьную
научно-практическую конференцию, должна быть представлена в печатном и
электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.)
6.2. Содержание проектной работы:
- Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования
- Определение цели и задач исследования
- Различного вида справочный аппарат
- Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники
информации (Обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила
цитирования)
- Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных,
графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов
- Деление на разделы или главы, представленные в логической
последовательности для более четкой передачи собранной информации
6.3.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по
завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в
одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту с
указанием (для всех проектов):
а)исходного замысла, цели и назначения проекта,
б)краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в)списка использованных источников. Для конструкторских проектов в
пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов – описание
эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности,
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в
отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных
решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного
отчета о проведении исследования и приложения, включающего таблицы,
фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и проч. Обязательные структурные
части письменного отчета - введение и заключение. Во введении
обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и
задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении
подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности
рабочей гипотезы.
Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в

его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания
продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой
деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть
представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать
следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач
проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта;
аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для
выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в
календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны
ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга.
Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с
полученным результатом.
6.4. Перед сдачей в экспертную группу диск с проектной работой должен
быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных
параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При
необходимости диск должен быть снабжен пояснительной запиской с
перечислением программ, необходимых для запуска.
6.5. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В
случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник проект к защите не допускается.
6.6. Научное общество учащихся школы организует консультации для всех
участников проектов и осуществляет техническую помощь.
7. Требования к защите проекта.
7.1. Защита осуществляется на школьной конференции, что дает
возможность публично представить результаты работы над проектами и
продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными
элементами проектной деятельности. В докладе отражаются цель и задачи
проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты.
Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы
требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую
предстоит решить каждому - максимально выгодно и обоснованно
преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности
коммуникативного пространства и аудитории.
7.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично:
после заслушивания доклада (5-7 минут) слушатели и жюри (экспертный
совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента
свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы
обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или
представить материалы, подтверждающие его реализацию.
7.3.Компьютерная презентация является частью оценивания проекта
как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и

использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и
эффективности.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта
вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из
четырех критериев:
 способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий;
 сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий;
 сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях;
 сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. Критерии оценки проектных работ на предварительной экспертизе и на
Научно-практической конференции (по всем критериям максимум 3 балла).
*При предварительной экспертизе проектов происходит оценка по
критериям:1.1- 1.6, 2.1-2.3,3.1-3.2,
При очной защите проекта на конференции происходит оценка по
критериям: 2.4., 3.3.,3.4., 4.1.,4.2., 4.3- (в случае группового проекта)
Таблица 4.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование
Баллы
информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации
1
из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из
2

однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из
разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План
действий фрагментарный.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы) , но план действий по доказательству/опровержению
гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы), дан подробный план действий по
доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
обозначены фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
обозначены на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и
обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость
не только для ученика, но и для школы, города.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в
ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы
работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий
подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к
теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в
работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка представить
личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми
он может быть востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть
востребован указан. Названы потенциальные потребители и
области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет

3
Баллы
1
2

3
Баллы
1
2
3
Баллы
1
2
3
Баллы
1

2

3
баллы
1
2

3

востребован. Сформулированы рекомендации по использованию
полученного продукта, спланированы действия по его
продвижению
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и Баллы
содержанию проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и
1
цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели
2
проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и
3
эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Баллы
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
2
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
3
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
баллы
Проектный продукт не соответствует большинству требований
1
качества (эстетика, удобство использования, соответствие
заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества
3
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным
целям)
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических баллы
средств
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются фрагментарно, не 1
выдержаны основные требования к дизайну презентации
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны 2
основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика
подачи материала, нет согласованности между презентацией и
текстом доклада
Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны 3
основные требования к дизайну презентации, подача материала
логична, презентация и текст доклада полностью согласованы
3. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления
Баллы
письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
1
установленными правилами, придать ей соответствующую
структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные
2

правилами порядок и четкую структуру, допущены
незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее
достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее
достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности
соотносится с собственным жизненным опытом, задачи
реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее
достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию
деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное
построение доклада
Тема и содержание проекта
раскрыты фрагментарно, дано
сравнение ожидаемого и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый
обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ
ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые
выводы, намечены перспективы работы
Критерий 3.4. Соблюдение регламента защиты (не более 5-7
мин.) и степень воздействия на аудиторию
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось
заинтересовать аудиторию
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в
регламент
4. Сформированность коммуникативных действий,
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и
лаконичность
содержание всех элементов выступления дают представление о
проекте;
присутствует
культура
речи,
наблюдаются
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления
содержание всех элементов выступления дают представление о
проекте; присутствует культура речи, немотивированные
отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
содержание всех элементов выступления дают представление о
проекте; наблюдается правильность речи; точность устной и
письменной речи; четкость речи, лаконизм, немотивированные

3
Баллы
1
2

3
баллы
1
2
3
баллы
1
2
3
балл
ы
1

2

3

отступления от заявленной темы в ходе выступления отсутствуют
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать
свою точку зрения
Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные.
Автор не может защищать свою точку зрения
Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца
обосновывает свою точку зрения
Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает
на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает
свою точку зрения
Критерий 4.3. Умение осуществлять учебное сотрудничество в
группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь, задает
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
самостоятельно определяет цели и функции участников, успешно
справляется с конфликтными ситуациями внутри группы

балл
ы
1
2
3
балл
ы
1
2

3

8.3. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе
выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков
проектной деятельности:
В случае оценки проектов обучающихся 5-7 классов соответствие баллов и
уровней выглядит следующим образом:
0 баллов – низкий уровень
1 балл – базовый уровень
2 –3 балла – повышенный уровень
В случае оценки проектов обучающихся 8-9 классов соответствие баллов и
уровней выглядит следующим образом:
1 – низкий уровень
2 – базовый уровень
3 – повышенный уровень
Подробнее Приложение 1
8.4. Проект, получивший на предварительной экспертизе оценку «низкий
уровень» возвращается на доработку обучающемуся. Обучающийся обязан
доработать проект к началу школьной научно-практической конференции,
руководитель
проекта
обязан
организовать
для
обучающегося
дополнительные консультации по проекту. Информация доводится классным
руководителем до сведения родителей.
8.5. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне,
принимается при условии, что:
-такая оценка выставлена экспертным советом по каждому из трех

предъявляемых
критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению
знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и
сформированности
коммуникативных
действий);
сформированность
предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне;
-ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная
записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного
решения.
8.6. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается
при условии, что:
-такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых
критериев;
-продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный
продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных
источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;
-даны ответы на вопросы.
8.7. При осуществления отбора выпускников 9 классов при поступлении в
профильные классы может использоваться аналитический подход к
описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных
критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту
проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка
по каждому критерию не превышает 3 баллов. При таком подходе
достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует
получению 34 – 36 первичных баллов (по два баллу за каждый из
критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению
37–48 первичных баллов (отметка «хорошо») или 43–51 первичных баллов
(отметка «отлично»).
8.8. В случае выдающихся проектов экспертный совет может подготовить
особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено
при поступлении в профильные классы.
8.8. Условия принятия решения по проекту:
8.8.1. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень
отметка
34 – 36 первичных
«удовлетворительно»
баллов
Повышенный
отметка «хорошо»
37—46 первичных
уровень
баллов
отметка «отлично»
47—51 первичных
баллов
8.8.2. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В
документ государственного образца об уровне образования – аттестат об
основном общем образовании – отметка выставляется в свободную
строку.

9. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
-Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по
индивидуальному образовательному проекту;
-Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы
работы, источники необходимой информации;
-Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному
образовательному проекту;
-Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов исследования;
-Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
-Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения
работы;
-Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
-Обращаться к администрации школы в случае систематического
несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного
проекта.
Обучающийся должен:
-Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
-Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному
проекту;
-Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального образовательного проекта:
-Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
-На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
-Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта
ресурсы школы.

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в форме итогового индивидуального
проекта (Уровни сформированности навыков проектной деятельности)
9 класс, 10-11 класс
Базовый
Повышенный
Базовый
Повышенный
содержит Работа
содержит Работа
содержит Работа содержит достаточно
Самостояте Работа
льное
незначительный
достаточный
объем достаточный
объем полную информацию из
подходящей подходящей
подходящей
разнообразных источников
приобретен объем
из информации
из информации
из
ие знаний и информации
ограниченного числа однотипных
однотипных источников
решение
однотипных
проблем
источников
источников
Проблема
Проблема
Проблема
Проблема сформулирована,
сформулирована, но сформулирована,
сформулирована,
обоснована,
выдвинута
гипотеза отсутствует. обоснована, выдвинута обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
План
действий гипотеза (гипотезы) , но гипотеза (гипотезы) , но подробный план действий по
план
действий
по план
действий
по доказательству/опровержени
фрагментарный.
доказательству/опровер доказательству/опровер ю гипотезы
жению гипотезы не жению гипотезы не
полный
полный
Актуальность
темы Актуальность
темы Актуальность
темы Актуальность темы проекта
проекта
и
её проекта
и
её проекта и её значимость и её значимость раскрыты и
значимость для ученика значимость для ученика для ученика обозначены обоснованы исчерпывающе,
обозначены
обозначены на уровне на уровне утверждений, тема имеет актуальность и
фрагментарно
на утверждений,
значимость для окружающих
приведены основания
уровне утверждений
приведены основания
Критерий

5-8,

Анализ
заменен Представлен
кратким
описанием развернутый
обзор
хода и порядка работы работы по достижению
целей, заявленных в
проекте
Самостояте
льное
приобретен
ие знаний и
решение
проблем

Знание
предмета

Работа
шаблонная.
Автор
проявил
незначительный
интерес к теме проекта,
но
не
продемонстрировал
самостоятельности
в
работе, не использовал
возможности
творческого подхода
Проектный
продукт
полезен
после
доработки, круг лиц,
которыми он может
быть
востребован,
указан неявно

Работа
самостоятельная,
демонстрирующая
серьезную
заинтересованность
автора,
предпринята
попытка
представить
личный взгляд на тему
проекта,
применены
элементы творчества
Проектный
продукт
полезен, круг лиц,
которыми он может
быть
востребован
указан.
Названы
потенциальные
потребители и области
использования
продукта.
Часть
используемых Использованные
способов работы не способы
работы

Представлен
развернутый
обзор
работы по достижению
целей, заявленных в
проекте

Представлен
исчерпывающий
анализ
ситуаций, складывавшихся в
ходе
работы,
сделаны
необходимые
выводы,
намечены
перспективы
работы
Работа самостоятельная, Работа
отличается
демонстрирующая
творческим
подходом,
собственным оригинальным
серьезную
отношением автора к идее
заинтересованность
автора,
предпринята проекта
попытка
представить
личный взгляд на тему
проекта,
применены
элементы творчества
Проектный
продукт
полезен,
круг
лиц,
которыми он может быть
востребован
указан.
Названы
потенциальные
потребители и области
использования
продукта.
Использованные
способы
работы

Продукт полезен. Указан
круг лиц, которыми он будет
востребован.
Сформулированы
рекомендации
по
использованию полученного
продукта,
спланированы
действия
по
его
продвижению
Способы работы достаточны
и использованы уместно и

Знание
предмета

соответствует теме и
цели проекта, цели
могут быть до конца не
достигнуты
Тема проекта раскрыта
фрагментарно

соответствуют теме и
цели
проекта,
но
являются
недостаточными
Тема проекта раскрыта,
автор показал знание
темы
в
рамках
школьной программы
или за рамками

соответствуют теме и
цели
проекта,
но
являются
недостаточными
Тема проекта раскрыта,
автор показал знание
темы
в
рамках
школьной программы

эффективно, цели проекта
достигнуты

Тема
проекта
раскрыта
исчерпывающе,
автор
продемонстрировал глубокие
знания,
выходящие
за
рамки
школьной
программы
Проектный продукт не Продукт не полностью Продукт не полностью Продукт
полностью
соответствует
соответствует
соответствует требованиям
соответствует
требованиям качества
требованиям качества
качества (эстетичен, удобен в
большинству
требований качества
использовании, соответствует
(эстетика,
удобство
заявленным целям)
использования,
соответствие
заявленным целям)
Средства наглядности, Средства наглядности, Средства наглядности, в Средства наглядности, в т.ч.
в
т.ч.
ТСО в
т.ч.
ТСО т.ч. ТСО используются, ТСО
используются,
используются
используются,
выдержаны
основные выдержаны
основные
фрагментарно,
не выдержаны основные требования к дизайну требования
к
дизайну
выдержаны основные требования к дизайну презентации,
может презентации,
подача
требования к дизайну презентации,
но отсутствовать
материала
логична,
презентации
отсутствует
логика согласованность между презентация и текст доклада
подачи
материала, презентацией и текстом полностью согласованы
может
отсутствовать доклада
согласованность между

Регулятивн Предприняты попытки
ые действия оформить работу в
соответствии
с
установленными
правилами, придать ей
соответствующую
структуру
Цель
сформулирована,
обоснована,
дан
схематичный план ее
достижения

Тема и содержание
проекта
раскрыты
фрагментарно, дано
сравнение ожидаемого
и
полученного
результатов

презентацией и текстом
доклада
Письменная
часть
работы оформлена с
опорой
на
установленные
правилами порядок и
четкую
структуру,
допущены
незначительные
ошибки в оформлении
Цель сформулирована,
обоснована,
планирование
деятельности
соотносится
с
собственным
жизненным
опытом,
задачи
реализуются
последовательно
Тема и содержание
проекта
раскрыты,
представлен
развернутый
обзор
работы по достижению
целей, заявленных в
проекте

Письменная
часть
работы оформлена с
опорой
на
установленные
правилами порядок и
четкую
структуру,
допущены
незначительные ошибки
в оформлении
Цель сформулирована,
обоснована,
планирование
деятельности
соотносится
с
собственным жизненным
опытом,
задачи
реализуются
последовательно
Тема
и
содержание
проекта
раскрыты,
представлен
развернутый
обзор
работы по достижению
целей, заявленных в
проекте

Работа отличается четким и
грамотным оформлением в
точном
соответствии
с
установленными
правилами

Цель сформулирована, четко
обоснована, дан подробный
план
ее
достижения,
самостоятельно осуществляет
контроль и коррекцию
деятельности

Тема и содержание проекта
раскрыты.
Представлен
анализ
ситуаций,
складывавшихся
в
ходе
работы,
сделаны
необходимые
выводы,
намечены
перспективы
работы

Регулятивн Материал изложен с
регламента,
ые действия учетом
однако
автору
не
удалось
заинтересовать
аудиторию
всех
Коммуника содержание
элементов выступления
ция
дают представление о
проекте; присутствует
культура
речи,
наблюдаются
немотивированные
отступления
от
заявленной темы в ходе
выступления

Автору удалось вызвать
интерес аудитории, но
он вышел за рамки
регламента

Автору удалось вызвать Автору
удалось
вызвать
интерес
аудитории, интерес
аудитории
и
возможен выход за уложиться в регламент
рамки регламента

содержание
всех
элементов выступления
дают представление о
проекте; присутствует
культура
речи,
немотивированные
отступления
от
заявленной темы в ходе
выступления
отсутствуют

содержание
всех
элементов выступления
дают представление о
проекте;
присутствует
культура
речи,
немотивированные
отступления
от
заявленной темы в ходе
выступления
отсутствуют

Ответы
на
поставленные вопросы
однословные,
неуверенные. Автор не
может защищать свою
точку зрения

Автор
уверенно
отвечает
на
поставленные вопросы,
но
не
до
конца
обосновывает
свою
точку зрения

Автор уверенно отвечает
на
поставленные
вопросы, но не до конца
обосновывает
свою
точку зрения

Работает
в
группе
сверстников, оказывает
взаимопомощь, задает
вопросы, необходимые

Работает
в
группе
сверстников, оказывает
взаимопомощь,
выстраивает

Работает
в
группе
сверстников, оказывает
взаимопомощь,
выстраивает

содержание всех элементов
выступления
дают
представление о проекте;
наблюдается
правильность
речи; точность устной и
письменной речи; четкость
речи,
лаконизм,
немотивированные
отступления от заявленной
темы в ходе выступления
отсутствуют
Автор проявляет хорошее
владение
материалом,
уверенно
отвечает
на
поставленные
вопросы,
доказательно и развернуто
обосновывает свою точку
зрения
Организует
учебное
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми,
самостоятельно определяет

для
организации продуктивное
собственной
взаимодействие
со
деятельности
сверстниками
и
взрослыми.
Может
брать инициативу на
себя.

продуктивное
взаимодействие
со
сверстниками
и
взрослыми. Может брать
инициативу на себя.

цели и функции участников,
успешно
справляется
с
конфликтными ситуациями
внутри группы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».