Положение об инклюзивном обучении

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина
с.Константиновка Николаевского муниципального района Хабаровского края
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 1 от 28 августа 2023г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Константиновка
приказ от 28 августа 2023г. № 75-осн.

_________________С.В.Сульдина

Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ СОШ с.Константиновка
1.

Общие положения

Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Положение) определяет порядок организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ
СОШ с.Константиновка (далее - Школа) .
1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих
нормативно - правовых актов:

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями на 8 декабря 2020 г

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации
Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, введенный в действие Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014г. (далее - ФГОС
НОО ОВЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), введенный в действие Приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее - ФГОС
УО);

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
1.1.
















требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от
22 марта 2021г. № 115;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.01.2001 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления
перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, в
другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по
образовательным
программам
соответствующих
уровня
и
направленности» (с изменениями от 17.01.2019);
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по подготовке и организации профессионального
ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных
школах»);
Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О
совершенствовании центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства
образования и науки РФ органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»4
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по
вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»);
Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О
направлении Методических рекомендаций по вопросам организации
образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (вместе с
«Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных
организаций по сопровождению образовательной деятельности в
условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»;
Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об
организации образования обучающихся с умственной отсталостью»;



Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О
получении общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;

Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц,
находящихся на домашнем обучении»;

Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О
направлении
рекомендаций»
(о
необходимости
повышения
эффективности
работы
служб
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма);

Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об
организации работы по СИПР»;

Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об
обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)
обучающихся с ОВЗ»;

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;

Распоряжение Мипросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. «Об
утверждении примерного Положения об оказании логопедической
помощи в образовательной организации»
1.3. Настоящее
Положение определяет модель организации
инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в Школе, когда все дети,
независимо от их физического и (или) психологического развития, включены
в общую систему образования и имеют возможность получать образование
по месту жительства в Школе, которая создает условия для оказания
необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и
особых образовательных потребностей.
1.4. В Положении используются следующие понятия:
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2
ФЗ-27).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с
ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(АООП)/ адаптированная образовательная программа (АОП) -

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273).
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной
программе - дети с ограниченными возможностями здоровья, которые
принимаются
на
обучение
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273).
Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с
инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
(распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117).
Специальные условия для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и
развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение
доступа
в
здания
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно
или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ч. 4 ст. 79 ФЗ-273).
1.5. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение
равных возможностей получения качественного образования обучающимися
с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья,
психофизиологических и других особенностей, создание специальных
условий для получения образования в соответствии с возрастными,
индивидуальными
особенностями
и
особыми
образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося как субъекта отношений в сфере образования, на основе
специальных педагогических подходов, форм и методов обучения
1.6. Задачи инклюзивного образования:

- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО;
- создание эффективной системы психолого-педагогического, социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков
их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной
деятельности;
- формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
1.7. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
возможны следующие модели инклюзии:
Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ
(самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают
классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не
имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной
программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе,
планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь
детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных
условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также
на основе дифференцированного подхода при организации образовательного
процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками
и в те же календарные сроки.
Достоинства полной и постоянной инклюзии:
- адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных
условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ;
- общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками;
- воспитание отзывчивости у здоровый детей;
- полноценное образование.
Недостатки полной постоянной инклюзии:
- работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум (трем)
программам;
- высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя,
который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а
также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения.
Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными
возможностями здоровья занимаются в специальных коррекционных классах.
Коррекционный класс создается для детей с ОВЗ, обучающихся по
индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со значительным
числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов

общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее
место организуются в соответствии с особенностями развития специфики
детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.
Организация специального обучения и воспитания для реализации общих и
особых образовательных потребностей.
Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по
адаптированной основной общеобразовательной программе (адаптированной
образовательной программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая
совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной
образовательной
деятельности)
с
индивидуальными/групповыми
занятиями
по
другим
предметам
образовательных областей индивидуального учебного плана. Коррекционная
помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК,
программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ
участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместной образовательной и
воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума.
Достоинства частичной инклюзии:
- все обучающиеся класса вне зависимости от достигнутого уровня развития
объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для
проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера;
- учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися
сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны
им, а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным
коррекционным программам;
- индивидуальный подход к обучению;
- создание вариативной развивающей среды.
Недостатки частичной инклюзии:
- дефицит квалифицированного персонала - учителей, психологов,
дефектологов, - стандартная программа обучения часто не позволяет
некоторым детям с ОВЗ продолжать образование с определенного этапа (не
подходит и поэтому требует доработки и модернизации).
Социальная инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной
форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей
развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках,
экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума.
1.8.. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с
ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума
школы совместно с родителями (законными представителями) и зависит от

степени выраженности особенностей физического и (или) психического
развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду сверстников.
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка
может быть организовано:
- по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
- адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
- по индивидуальной образовательной программе (СИПР).
2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях
является приоритетной формой организации образовательного процесса для
лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего
образования. Инклюзивное образование детей может быть организовано:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного)
класса для детей с ОВЗ
- в форм индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского
заключения).
2.3. Необходимыми
условиями
организации
инклюзивного
образования являются:
 создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура,
нормативно-правовые, материальные, информационные, психологопедагогические ресурсы);
 создание специальных образовательных условий;
 деятельность службы психолого–педагогического и социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- педагогического консилиума для организации психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
 повышение квалификации педагогических работников и администрации в
области инклюзивного образования.
2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
2.5. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов и запроса родителей (законных
представителей);
 предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования, учитывающей особые образовательные потребности
учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;

 разработка адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
 определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий
в соответствие с заключением ЦПМПК);
 заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап: включает в себя;
 организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП
(АОП);
 по истечении диагностического периода разработку психологпедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для
ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением
о рекомендованной форме родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка индивидуального учебного плана, индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; корректировка АООП
(АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами
обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
 реализация адаптированной основной общеобразовательной программы
(адаптированной образовательной программы);
 мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы (адаптированной образовательной программы);
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк.
2.6. Для организации инклюзивного образовательного процесса в
образовательной организации необходимо наличие локальных актов,
регламентирующих деятельность образовательной организации в части
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ:
- положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении;
- образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы
и
содержание инклюзивного
образования,
а
также
имеющей
соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ (раздел «Программа
коррекционной работы»);
- заключения ПМПК;
- адаптивной основной образовательной программы для детей обучающихся
по ФГОС ОВЗ и ФГОС УО и адаптированной образовательной программы
для детей с ОВЗ (для обучающихся не охваченных ФГОС ВОЗ и ФГОС УС)
(примерная схема АОП прилагается);
- письменного согласия родителя (законного представителя) на получение

его ребенком образования по адаптированной программе (примерная форма
заявления на перевод на АОП прилагается);
- положения о специальном коррекционном классе (разновозрастном СКК)
для обучающихся с ОВЗ (при наличии);
- положения о ППк, приказ о создании и составе ППк на начало нового
учебного года, должностные обязанности членов ППк и др.;
- положения об организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром
(договор о сотрудничестве), лечебно-профилактическими учреждениями,
учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания и
др.
- положения о разработке и утверждении адаптированных основных
образовательных программ, индивидуальных планов;
- договоров с родителями (законными представителями) при организации
обучения по индивидуальному учебному плану;
- программы воспитания учреждения, включающего в себя мероприятия,
направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного
отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);
проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью
изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и
др.
приказа об утверждении списка учебников и учебных пособий,
используемых в образовательном процессе при обучении учащихся с ОВЗ,
перечень УМК;
- приказа о внесении изменений в должностные инструкции учителей и
заместителя директора по УВР, курирующего реализацию АООП; педагогапсихолога,
учителя-логопеда,
социального
педагога,
педагога
дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ.
2. Участники обеспечения инклюзивного образования
3.1. В организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ
участвуют:
- управление образования;
- центр психолого-медико-социального сопровождения «Содействие»;
- Школа;
- ОО – базовые школы - центры сопровождения образования обучающихся с
ОВЗ.
3.2. Управление образования администрации Ростовского МР:
осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью
Школы по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение
бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и
дополнительного образования;
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;

принимает решение об открытии в Школе классов и групп,
реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ;
организует информирование населения об образовательных услугах,
предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования
и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования
успешных практик образования в районе обучающихся с ОВЗ;
анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения
инклюзивного образования;
координирует
деятельность
Школы
по
предоставлению
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным
программам в муниципальных образовательных учреждениях;
проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных
институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.3. Центр
психолого-медико-социального
сопровождения
«Содействие»:
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям)
детей, работникам Школы по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ, в
том числе по вопросам разработки АОП, коррекции нарушений развития
детей;
- участвуют в мероприятиях по инклюзивному образованию:
семинарах,
конференциях, круглых столах и т.п.;
оказывает
организационно-методическую
поддержку
субъектам
образовательной политики в реализации инклюзивного образования и
обеспечения доступности образовательных учреждений;
- создает условия для работы выездной ЦПМПК на базе центра;
- готовит рекомендации по созданию специальных условий, которые
необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
- проводит по схеме сетевого взаимодействия индивидуальные и групповые
коррекционные занятия для детей с ОВЗ тех школ, где имеется дефицит
специалистов сопровождения.
3.4.Школа:
- разрабатывают и утверждают АООП/АОП для обучающихся с ОВЗ;
- реализуют АООП/АОП, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и
лиц, не имеющих нарушений развития;
- организовывают внеурочную и досуговую деятельность учащихся с ОВЗ с
учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий
родителей (законных представителей);
- осуществляет личностно ориентированный, индивидуальный,
дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей
работой для удовлетворения индивидуальных социально-образовательных
потребностей, создают условия для трудовой реабилитации и социализации

детей с ОВЗ;
- проводят мероприятия по формированию благоприятного психологического
климата для обучающихся с ОВЗ в Школе;
- формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации
педагогов по вопросам инклюзивного образования;
- обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной
образовательной среды: оснащение Школы специальным, в том числе
учебным, компьютерным и другим оборудованием;
- организует работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в
образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в
соответствии с действующим законодательством;
- взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляют контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
3.5. Базовые школы центры сопровождения образования
обучающихся с ОВЗ:
Центры создаются для обеспечения сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, для тех школ, где нет возможности
обеспечить сопровождение собственными кадрами, для решения следующих
задач:
- оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционноразвивающей помощи детям с ОВЗ;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с
ОВЗ;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и
обучения детей с ОВЗ;
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
4. Организация образовательной деятельности при инклюзивном
образовании.
4.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с СанПиН.
4.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся
с
ОВЗ
определяются
адаптированной
основной
общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
Школа самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке АООП
учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и
используются примерные адаптированные основные образовательные
программы для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра
примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru).

4.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей
групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
на основе специально разработанных учебных планов, в том числе
индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.4. При реализации программ могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
4.5.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа/адаптированная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа
коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится
как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
Программа коррекционной работы — призвана обеспечивать
коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с
ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые
нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых
образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной
процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психологомедико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых
условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их
необходимыми
учебно-методическими
средствами,
специальными
программами. Содержание программы коррекционной работы:
1. цели и задачи коррекционной работы;
2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и
ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
3. система психолого-медико-социального сопровождения;
4. методики воздействия с учетом привлечение медработников,
психологов, социальных педагогов и других специалистов;
5. планируемые результаты освоения программы.
4.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной образовательной деятельности), которое определяется в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.8. Режим работы при организации инклюзивного образования
определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
4.9.
Адаптированные
основные
общеобразовательные
программы/адаптированные
образовательные
программы
могут
реализовываться Школой как самостоятельно.
4.10.
Комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение,
динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного
образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом
Школы. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного

обучения Школа ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание
индивидуальной программы реабилитации (при ее наличии).
4.11. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают
специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог, социальный педагог.
4.12. Реализация адаптированных основных образовательных программ
в части трудового обучения осуществляется исходя из условия,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах. И с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей
(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в
себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
4.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с
ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график
обучения. Учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ,
а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы
утверждаются педагогическим советом школы.
4.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении
воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных
мероприятий
4.15. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам,
включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и
соответствующим программам обучения.
4.16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и
государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в
соответствии с локальными актами ОО и требованиями действующего
законодательства.
4.17. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны
внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по
согласованию с родителями (законными представителями).
4.18. При предоставлении родителями (законными представителями)
детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, справки о
необходимости организации обучения на дому, для обучающегося
организуется индивидуальное обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие
условия для проведения преподавателями Школы занятий на дому
(обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также
предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности).
4.19. Распределение часов индивидуального учебного плана
обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных
особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий
родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение
отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП, но в

зависимости от образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
1.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в
себя создание специальных условий для получения образования
обучающимися с ОВЗ в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
1.2. Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги
определяются по каждому уровню образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, по
каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа
образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных
программ, образовательных технологий, специальных условий получения
образования обучающимися с ОВЗ.
1.3. Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере
образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических
работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических
работников
за
выполняемую
ими
учебную
(преподавательскую) работу и другую работу.
1.4. Оплата труда педагогических работников, работающих с
обучающимися с ОВЗ, производится в соответствии с действующими
нормативами.

Приложение 1 к Положению
Примерная структура адаптированной образовательной программы
1.
Титульный лист (наименование образовательной организации;
гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения
(с указанием даты и номера приказа), название АОП, классы, в которых
реализуется программа, год составления программы.
2.
Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ, с описанием
особенностей их психофизического развития (только для классов (групп),
реализующих инклюзивное образование). На основе данных психологопедагогической диагностики формулируется цель и задачи АОП обучения на
текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные
программы, на основе которых подготовлена АОП (название, автор и год
издания программы (примерной, авторской), а также обосновать
варьирование, если имеет место перераспределение количества часов,
отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение
последовательности изучения тем и др.
В пояснительной записке указывается перечень учебно-методического
и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач АОП; количество учебных часов, на
которое рассчитана АОП; характерные для АОП формы организации
деятельности обучающихся с ОВЗ; специфические для АОП формы контроля
освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного,
итогового).
3.
Содержание программы.
Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем
блокам:
образовательный,
коррекционный
и
воспитательный.
Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития
предметных, метапредметных и личностных результатов освоения
обучающимися АОП.
Образовательный компонент АОП раскрывает содержание образования
по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы
оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ.
Коррекционный компонент, включает направления коррекционной
работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В
коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога - психолога.
Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и
форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
4.
Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе следует соотнести цель и задачи АОП с ее
планируемыми результатами (целевыми ориентирами, а также конкретно
сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики
показателей психического и психологического развития обучающегося и

уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются
основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки
результативности АОП. Требования к результатам реализации АОП можно
не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием
содержания АОП в рамках обозначенных выше компонентов.
2.
Система контрольно-измерительных материалов включает в себя
тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы, пробы, материалы
для промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки проверочных
работ.

Приложение 2 к Положению
Примерная форма заявления родителей о переводе на обучение по
АООП или АОП
Директору
МОУ______________________
_____________________________________
(ФИО директора)

от _________________________________
(Ф.И.О. родителя/представителя)

адрес:_______________________________
_____________________________________
телефон_____________________________
Заявление
В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической
комиссии моему ребенку рекомендовано обучение и воспитание по
адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ.
На основании заключения ПМПК прошу перевести моего ребенка
_______________________________________________учащегося______
класса
Ф.И.О., дата рождения ребенка

на обучение по адаптированным образовательным программам общего
образования с _____________________________.
дата _______________
______________________(подпись)
С уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности,
со свидетельством о государственной аккредитации, образовательными
программами и другими документами, регламентирующими организацию и
осуществление образовательной деятельности, права и обязанности
обучающихся, заявитель ознакомлен
________________________(подпись)
В соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ от 27.07.2006 года
«О персональных данных» выражаю свое согласие на обработку (сбор,
систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение),
использование, распространение (передачу) способами, не противоречащими
закону, моих персональных данных и данных моего ребенка.
(дата)

_________________________ (подпись Заявителя)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».