Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина с.Константиновка Николаевского муниципального района Хабаровского края Принято на заседании Педагогического совета протокол № 1 от 28 августа 2023г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Константиновка приказ от 28 августа 2023г. № 75-осн. _________________С.В.Сульдина Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ с.Константиновка 1. Общие положения Положение об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Положение) определяет порядок организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ СОШ с.Константиновка (далее - Школа) . 1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативно - правовых актов: Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 8 декабря 2020 г Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенный в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014г. (далее - ФГОС НОО ОВЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), введенный в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее - ФГОС УО); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические 1.1. требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.2001 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (с изменениями от 17.01.2019); Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах»); Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»4 Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»); Письмо Минобрнауки России от 20 февраля 2017 г. № 07-818 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (вместе с «Методическими рекомендациями руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями)»; Письмо Минпросвещения России от 20 февраля 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»; Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»; Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» (о необходимости повышения эффективности работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями чтения и письма); Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»; Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»; Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Распоряжение Мипросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в образовательной организации» 1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в Школе, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование по месту жительства в Школе, которая создает условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. 1.4. В Положении используются следующие понятия: Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 ФЗ-27). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ-273). Группы обучающихся с ОВЗ - глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (п. 5 ст. 79 ФЗ-273). Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)/ адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 ФЗ-273). Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе - дети с ограниченными возможностями здоровья, которые принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (п. 3 ст. 55 ФЗ - 273). Обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 года № Р-117). Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 ФЗ-273). Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 79 ФЗ-273). 1.5. Основной целью инклюзивного образования является обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ОВЗ вне зависимости от степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей, создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования, на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения 1.6. Задачи инклюзивного образования: - освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО; - создание эффективной системы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; - формирования социальных навыков и компетенций; - индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 1.7. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии: Постоянная полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)/ адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП (АОП), а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса. Ребенок получает образование вместе со здоровыми сверстниками и в те же календарные сроки. Достоинства полной и постоянной инклюзии: - адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ; - общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками; - воспитание отзывчивости у здоровый детей; - полноценное образование. Недостатки полной постоянной инклюзии: - работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум (трем) программам; - высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагога-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения. Постоянная, но неполная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в специальных коррекционных классах. Коррекционный класс создается для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам (АООП /АОП) со значительным числом общеразвивающих занятий, совместных мероприятий и часов общения со сверстниками, не имеющих таких ограничений. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития специфики детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Организация специального обучения и воспитания для реализации общих и особых образовательных потребностей. Частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (адаптированной образовательной программе) по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана. Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП (АОП). Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместной образовательной и воспитательной деятельности и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума. Достоинства частичной инклюзии: - все обучающиеся класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера; - учащиеся с ОВЗ обучаются совместно нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, а в оставшееся время они объединяются для работы по специальным коррекционным программам; - индивидуальный подход к обучению; - создание вариативной развивающей среды. Недостатки частичной инклюзии: - дефицит квалифицированного персонала - учителей, психологов, дефектологов, - стандартная программа обучения часто не позволяет некоторым детям с ОВЗ продолжать образование с определенного этапа (не подходит и поэтому требует доработки и модернизации). Социальная инклюзия – при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума. 1.8.. Выбор формы организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума школы совместно с родителями (законными представителями) и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду сверстников. 2. Организация инклюзивного образования 2.1. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может быть организовано: - по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; - адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК; - по индивидуальной образовательной программе (СИПР). 2.2. Инклюзивное образование в образовательных организациях является приоритетной формой организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования. Инклюзивное образование детей может быть организовано: - в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися); - в форме открытия отдельного (малокомплектного, разновозрастного) класса для детей с ОВЗ - в форм индивидуального обучения на дому (при наличии медицинского заключения). 2.3. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются: создание адаптивной образовательной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психологопедагогические ресурсы); создание специальных образовательных условий; деятельность службы психолого–педагогического и социального сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи, создание психолого- педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; повышение квалификации педагогических работников и администрации в области инклюзивного образования. 2.4. Обучение по АООП (АОП) осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании заключения психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК). 2.5. Этапы реализации инклюзивного образования: Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов и запроса родителей (законных представителей); предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс; разработка адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью создания специальных образовательных условий в соответствие с заключением ЦПМПК); заключение договора с родителями (законными представителями). Диагностический этап: включает в себя; организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП (АОП); по истечении диагностического периода разработку психологпедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ. Основной этап: разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ; корректировка АООП (АОП) в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); мониторинг реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (адаптированной образовательной программы); вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк. 2.6. Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательной организации необходимо наличие локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ: - положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении; - образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ (раздел «Программа коррекционной работы»); - заключения ПМПК; - адаптивной основной образовательной программы для детей обучающихся по ФГОС ОВЗ и ФГОС УО и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (для обучающихся не охваченных ФГОС ВОЗ и ФГОС УС) (примерная схема АОП прилагается); - письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе (примерная форма заявления на перевод на АОП прилагается); - положения о специальном коррекционном классе (разновозрастном СКК) для обучающихся с ОВЗ (при наличии); - положения о ППк, приказ о создании и составе ППк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ППк и др.; - положения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве), лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания и др. - положения о разработке и утверждении адаптированных основных образовательных программ, индивидуальных планов; - договоров с родителями (законными представителями) при организации обучения по индивидуальному учебному плану; - программы воспитания учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. приказа об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе при обучении учащихся с ОВЗ, перечень УМК; - приказа о внесении изменений в должностные инструкции учителей и заместителя директора по УВР, курирующего реализацию АООП; педагогапсихолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ. 2. Участники обеспечения инклюзивного образования 3.1. В организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ участвуют: - управление образования; - центр психолого-медико-социального сопровождения «Содействие»; - Школа; - ОО – базовые школы - центры сопровождения образования обучающихся с ОВЗ. 3.2. Управление образования администрации Ростовского МР: осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью Школы по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; принимает решение об открытии в Школе классов и групп, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ; организует информирование населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования в районе обучающихся с ОВЗ; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; координирует деятельность Школы по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях; проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций. 3.3. Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содействие»: - оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам Школы по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ, в том числе по вопросам разработки АОП, коррекции нарушений развития детей; - участвуют в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах, конференциях, круглых столах и т.п.; оказывает организационно-методическую поддержку субъектам образовательной политики в реализации инклюзивного образования и обеспечения доступности образовательных учреждений; - создает условия для работы выездной ЦПМПК на базе центра; - готовит рекомендации по созданию специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания; - проводит по схеме сетевого взаимодействия индивидуальные и групповые коррекционные занятия для детей с ОВЗ тех школ, где имеется дефицит специалистов сопровождения. 3.4.Школа: - разрабатывают и утверждают АООП/АОП для обучающихся с ОВЗ; - реализуют АООП/АОП, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития; - организовывают внеурочную и досуговую деятельность учащихся с ОВЗ с учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий родителей (законных представителей); - осуществляет личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социально-образовательных потребностей, создают условия для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ; - проводят мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ в Школе; - формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования; - обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение Школы специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием; - организует работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; - осуществляют контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ. 3.5. Базовые школы центры сопровождения образования обучающихся с ОВЗ: Центры создаются для обеспечения сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для тех школ, где нет возможности обеспечить сопровождение собственными кадрами, для решения следующих задач: - оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционноразвивающей помощи детям с ОВЗ; - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ; - определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. 4. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании. 4.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с СанПиН. 4.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП/АОП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Школа самостоятельно разрабатывает АООП. При разработке АООП учитываются требования к специальным условиям обучения детей с ОВЗ и используются примерные адаптированные основные образовательные программы для разных категорий детей, размещенные на сайте Реестра примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru). 4.3. АООП/АОП реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4.4. При реализации программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 4.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа/адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 4.6. Обязательным разделом АООП/АОП является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в ОО проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Программа коррекционной работы — призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психологомедико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы: 1. цели и задачи коррекционной работы; 2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ; 3. система психолого-медико-социального сопровождения; 4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов; 5. планируемые результаты освоения программы. 4.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое определяется в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН. 4.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы/адаптированные образовательные программы могут реализовываться Школой как самостоятельно. 4.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом Школы. При определении реабилитационной составляющей инклюзивного обучения Школа ориентируется на рекомендации ПМПК и содержание индивидуальной программы реабилитации (при ее наличии). 4.11. Образовательный процесс учащихся с ОВЗ сопровождают специалисты сопровождения: учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог, социальный педагог. 4.12. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из условия, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающегося с ОВЗ и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. 4.13. С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения. Учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются педагогическим советом школы. 4.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий 4.15. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 4.16. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с локальными актами ОО и требованиями действующего законодательства. 4.17. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 4.18. При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать Школу, справки о необходимости организации обучения на дому, для обучающегося организуется индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями Школы занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). 4.19. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей). На индивидуальное обучение отводится то количество часов, которое предусмотрено АООП, но в зависимости от образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение. 1.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение включает в себя создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ в соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 1.2. Нормативные затраты на оказание данной муниципальной услуги определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. 1.3. Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу. 1.4. Оплата труда педагогических работников, работающих с обучающимися с ОВЗ, производится в соответствии с действующими нормативами. Приложение 1 к Положению Примерная структура адаптированной образовательной программы 1. Титульный лист (наименование образовательной организации; гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа), название АОП, классы, в которых реализуется программа, год составления программы. 2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития (только для классов (групп), реализующих инклюзивное образование). На основе данных психологопедагогической диагностики формулируется цель и задачи АОП обучения на текущий период. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП (название, автор и год издания программы (примерной, авторской), а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. В пояснительной записке указывается перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП; количество учебных часов, на которое рассчитана АОП; характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ; специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового). 3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП. Образовательный компонент АОП раскрывает содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ. Коррекционный компонент, включает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителядефектолога, учителя-логопеда, педагога - психолога. Воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время. 4. Основные требования к результатам реализации АОП. В данном разделе следует соотнести цель и задачи АОП с ее планируемыми результатами (целевыми ориентирами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации АОП можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания АОП в рамках обозначенных выше компонентов. 2. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы, пробы, материалы для промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки проверочных работ. Приложение 2 к Положению Примерная форма заявления родителей о переводе на обучение по АООП или АОП Директору МОУ______________________ _____________________________________ (ФИО директора) от _________________________________ (Ф.И.О. родителя/представителя) адрес:_______________________________ _____________________________________ телефон_____________________________ Заявление В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии моему ребенку рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ. На основании заключения ПМПК прошу перевести моего ребенка _______________________________________________учащегося______ класса Ф.И.О., дата рождения ребенка на обучение по адаптированным образовательным программам общего образования с _____________________________. дата _______________ ______________________(подпись) С уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, заявитель ознакомлен ________________________(подпись) В соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных» выражаю свое согласие на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (передачу) способами, не противоречащими закону, моих персональных данных и данных моего ребенка. (дата) _________________________ (подпись Заявителя)