Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Ивановича Щедрина с. Константиновка Николаевского муниципального района Хабаровского края Принято на заседании Педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2020г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.Константиновка приказ № 64-осн от 31.08.2020г. _________________С.В.Сульдина ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении в 1-2 классах МБОУ СОШ с.Константиновка 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края, Уставом школы и локальными актами школы. 1.2. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволит преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания: отсутствие возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. 1.3. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 1.4. В 1-2 классах начальной школы система контроля и оценки строится на содержательнооценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п.. 1.5. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития. 1.6 Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими; приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; непрерывность - с учётом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении; сочетание качественной и количественной составляющих оценки: качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.; количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными категориями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки даёт наиболее полную картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей; естественность процесса контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно - познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 1.7. Основные виды контроля можно определить по их месту в процессе обучения: предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся; текущий контроль, позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала, итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников; по содержанию: прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия, пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия, контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия; по субъектам контрольно - оценочной деятельности: внешний контроль, осуществляемый педагогами или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка), внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимися и обращённый на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка). 1.8. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания- незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно- оценочной деятельности. 2. Контроль и оценка уровня развития учащихся 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся опытно-экспериментальных классов должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды. 2.2. Основными показателями развития учащихся являются: сформированность учебно- познавательного интереса; сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения; сформированность общеучебных умений; способность определять границы своего знания- незнания; сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности; способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи; самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям; способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. 2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе итоговых проверочных работ и результатов психолого- педагогической диагностики. 2.4. Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей). 3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся 3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: стартовые и итоговые проверочные работы; текущие проверочные работы; тестовые диагностические работы; устный опрос; проверка сформированности навыков чтения; демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося). Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно- дифференцируемую работу по повторению материала. Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объём знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы. Тестовые работы по курсу включают задания, направленные на проверку пооперационного состава действий, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. По курсу «Человек и мир» текущий, тематический и итоговый контроль может также проводиться в форме тестовых заданий. По курсу проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом. Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года. Открытая демонстрация своих достижений учеником предполагает качественную оценку того, что он знает и умеет по данному предмету. Накопление материала для демонстрации осуществляется в форме «портфолио учащегося». 3.3 Качественная характеристика, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика опытно-экспериментального класса и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 3.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемых за контрольную работу. 3.5. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся. 3.7. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. 4. Ведение документации 4.1.Документация учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя. 4.1.1. По каждому предмету составляется календарно- тематическое планирование на каждую четверть, на год, которое является основой планирования педагогической деятельности педагога. 4.1.2. На каждый урок, занятие составляется план проведения. 4.1.3. Классный журнал, журнал педагога дополнительного образования, воспитателя являются главным документом педагога и заполняются соответственно программе. Отметки в классный журнал не выставляются. 4.1.4. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель ведёт систематический учёт усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету, дополнительному образовательному курсу. Данные учёта фиксируются как на отдельного учащегося, так и на класс в целом в специальных таблицах, рекомендованных предметными методическими объединениями. Педагог вправе видоизменять таблицы, вносить в них корректировки. 4.1.5. В конце учебного года учитель составляет содержательный анализ своей педагогической деятельности, учитывая следующее: – динамику развития учащихся за учебный период; – уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам; – уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся; – сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей; – выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 4.2. Документация учащихся. 4.2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученикам рекомендуется иметь следующее количество рабочих тетрадей: по русскому языку, математике – по 2 тетради; по иностранному языку (по решению учителя) – тетрадь-словарь; по литературному чтению, истории, природоведению, экономике (по решению учителя) тетрадь. 4.2.2. Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по языкам и математике вводятся специальные тетради, которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. 4.2.3. Сочинения и изложения пишутся в рабочих тетрадях. 4.3.Администрация школы. 4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые материалы учителей, учащихся (классный журнал, журнал педагога дополнительного образования, анализ проверочных и контрольных работ, тетради учащихся, результаты психолого-педагогической диагностики) для создания целостной картины учебновоспитательного процесса в начальной школе. 4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в развитии и образовании учащихся. 4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные места», достижения и трудности, как учащихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 5. Права и обязанности субъектов контрольно- оценочной деятельности 5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на своё особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 5.2. Права и обязанности учащихся: 5.2.1. Учащиеся имеют право: на собственную оценку своих достижений и трудностей на оценку своей работы учителем; на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; на ошибку и время для её ликвидации; на участие в разработке критериев оценивания своей работы; на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий; на отказ от выполнения домашнего задания, если по каким-то причинам он затрудняется с его выполнением; на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности. 5.2.2. Учащиеся обязаны: по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; осваивать способы осуществления контроля и оценки; иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность учителя. 5.3. Права и обязанности учителя. 5.3.1. Учитель имеет право: иметь своё оценочное суждение по поводу работы учащихся; самостоятельно определять приемлемые для него формы учёта учебных достижений учащихся. 5.3.2. Учитель обязан: соблюдать Положение о безотметочном обучении; соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся; работать над формированием у учащихся самоконтроля и самооценки; оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; использовать при оценивании достижений учащихся Словарь оценочной лексики; фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. 5.4.Права и обязанности родителей. 5.4.1.Родитель имеет право: знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе; получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребёнка; получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребёнка. 5.4.2. Родитель обязан: соблюдать такт по отношению к ребёнку, педагогам, членам администрации; информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребёнка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей; при оказании помощи ребёнку в подготовке домашних заданий руководствоваться принципами безотметочного обучения. 6 . Ответственность сторон 6.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы – становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников. 6.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебновоспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком. 6.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.