Психология личности члена радикальной (асоциальной) и «деструктивной организации»
03.06.2025
Люди, вступающие в ряды
радикальной группировки (далее: террористы) или «деструктивной организации»
(далее: культисты) – это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер.
Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены
радикальных групп. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с
теми, которые отличают приверженцев религиозных культов. Серьезные изменения
личности, связанные с принадлежностью человека, к какому-либо культу и
принятием его нормативной системы.
Возрастная категория
повышенной чувствительности – юношество 17-19 лет, когда возникает реальная
жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому
нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого
человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в
кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В
юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа «Я» через
отрицание отвергаемых моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение
осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной
идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Общей чертой
террористов и культистов является, таким образом, сильная потребность во
включенности в группу подобных людей, связанная с проблемами самоидентичности.
Понятно, что членом
радикальных или культовых группировок не становятся сразу. Прежде чем стать
членом радикальной и деструктивной организации, человек проходит через апатию и
другие формы социальной дезадаптации.
Идентификация с асоциальной
(радикальной или деструктивной) группой обеспечивает таким людям социальную
роль, хотя и негативную. Порвать с группой для данной «вовлеченной» личности
почти невозможно – это равносильно психологическому самоубийству.
Представления «вовлеченной»
личности могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих
неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для
«вовлеченной» личности покинуть организацию значит потерять самоидентичность.
«Вовлеченная» личность имеет
столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной
самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди
становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую
группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое
нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично.
Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую
сплоченность. Об этом необходимо помнить, организуя информационную борьбу с
террористическими и культовыми организациями. По мере того как «вовлеченная»
личность проникается идеологией своей организации, он усваивает абсолютистскую
риторику и новояз.
Подобная ситуация (процесс)
побуждает «вовлеченных» личностей к нанесению ударов по обществу и врагу, кто
бы им ни считался. Врага определяют лидеры-гуру организации. Они намечают
мишени, а также методы нападения, которые следует использовать. Одновременно
определенным группам населения (оппозиционным государству и т.п.), дают понять,
что в обмен на обязательства, взятые на себя террористической или культовой
организацией, эти группы тоже должны взять на себя обязательство поддержки
террористов (культистов). Возникает своеобразная круговая порука, позволяющая
лидерам террористов и культистов требовать от указанных групп финансирования,
снабжения, укрывательства, поставки рекрутов и т.п. Этим в террор или культ
прямо или косвенно втягиваются уже большие группы населения, создающие его
социальную базу и затрудняющие создание в обществе сопротивления насилию.
Отличительные черты деятельности деструктивных групп от террористических
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.06.2025
Дата обновления: 03.06.2025
Дата публикации: 03.06.2025