Критическое мышление и критическое отношение к идеологии терроризма

22.10.2025

Критическое мышление и критическое отношение к идеологии терроризма

Профилактическая работа по противодействию идеологии терроризма в образовательной организации имеет разные направления. Большая часть из них направлена либо на информирование учащихся о последствиях, либо на складывание логических способностей анализа подобной идеологии. Эти два направления сталкиваются с проблемами: информирование может стать пунктом привлечения внимания учащегося к идеологии, развитые средства логики использоваться не по назначению. Наиболее устойчивым профилактическим средством является образовательная деятельностная среда, включающая в себя как обучение средствам (логики, мышления), так и систему межличностных отношений, задающих ценностную ориентацию личности.

Профилактические возможности

Один из феноменов информационной профилактики: если рассказывать во взрослой (педагогической) аудитории про «черный интернет», то минимум половина аудитории наберет это в своих поисковиках. Убедиться. Посмотреть.

Таким же качеством – интересоваться, даже в большей степени, обладают учащиеся. Более того, они склонны «проверять» информацию, воспользовавшись ею. В силу этого профилактические рассказы не включают конкретные данные и ссылки на источники. Это правильно, но это делает их недостаточно конкретными и убедительными.

Как показала практика просто развитие общих компетенций человека вне его самоопределения может привести к использованию этих компетенций как в пользу, так и во вред. Собственно, критическое мышление может рассматриваться как подобная компетенция и может быть повернуто как в сторону позитивной социального строительства, так и в направлении экстремистских, протестных настроений. Это происходит в силу того, что критическое отношение предполагает не только компетенцию и владение способами критического мышления, но и наличие личной позиции учащегося к терроризму.

Таким образом, неприятие и устойчивость к идеологии терроризма обязательно должно учитывать ценностно-мотивационный пласт. Оно должно строиться на:

  • на убежденности в недопустимости подобной идеологии, понимании своих возможностей по ее препятствию;
  • на воспитанных ценностях, препятствующих воздействию подобной идеологии;
  • на самоопределении в общностном пространстве.

Разберем эти формы:

Рациональная убежденность является наименее личностной формой отрицательного отношения к идеологии терроризма, как правило показывает общую адекватность позиции учащегося в рамках социальной системы.

Основной риск – возможность переубеждения с помощью набора аргументов, использующих ложные посылки и основания, а также методы личностного воздействия/вовлечения.

Воспитанная ценность, противостоящая идеологии терроризма – это ценность жизни человека, поддержание безопасных условий жизни. Ценность жизни (в семье, в школе) это естественная убежденность в ценности каждой человеческой жизни. Работая на поддержание этой ценности – своей жизни, жизни друзей, близких, всех – мы поддерживаем отрицательное отношение к идеологии терроризма. Наличие этой ценности заставляет человека автоматически негативно воспринимать призывы к насилию, в том числе с угрозами жизни. Наиболее уязвимой точкой здесь становится ситуация столкновения ценностей, например, ценности жизни с ценностью справедливости или ценностью преодоления препятствия. Именно здесь для ребят с высокими ценностными ориентациями возникает ловушка, требующая критического отношения. Ловушка как правило устраивается на противопоставлении ценностей, где человеку представляется бинарный выбор и его начинают подталкивать (с помощью определенных средств) к определенному решению. Критическое отношение здесь требуется к тому, как учащийся представляет себе ту реальную ситуацию, в которой переживает те или иные чувства, принимает те или иные решения.Хочу такой сайт

Именно это ведет к необходимости проработки ситуации самоопределения. Как правило это прохождение обучающимися ситуации, в которой для него возникает предельная очевидность того, что происходит. В этом плане крайне важным является формирование отношения к ситуациям, в которых разрушающий характер терроризма становится очевиден вне любых оправданий и объяснений. Здесь важным является разработка критического мышления, направленного на дезавуирование ситуаций и формирование личностной позиции, выраженной в определенном действии (направленном на поддержку жертв террористической деятельности).

Таким образом, в критическом отношении к терроризму есть составляющие рационального обоснования, ценностной ориентации, личностного самоопределения.

Анализируя отношение учащихся к агрессивным, террористическим формам мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся располагают свое отношение на шкале тоталитаризм (сила) – толерантность (терпимость). В целом учащиеся выбирают толерантность и оппозициируются к идеологии силового воздействия, возмездия как агрессивной, разрушающей интерес к жизни. Однако при введении других ценностей – начинают постепенно смещаться, находя баланс между терпимостью (принятием ситуации) и стремлением решить ситуацию силовыми методами. Это показывает, что внешняя убежденность не является достаточно устойчивой к идеологическому воздействию.

Ценностное отношение к своей жизни, переживание ценности жизни других, это центральный момент, за поддержание которого в период обучения отвечает коллектив, реализующий воспитательную работу в школе.

Профилактика подобного отношения предполагает устойчивую систему связей между людьми по поводу совместной деятельности и свободного времени

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.10.2025

Дата обновления: 22.10.2025

Дата публикации: 22.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Методические рекомендации по подготовке и проведению ВПР

Методические рекомендации_ВПР.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».