Критическое мышление и критическое отношение к идеологии терроризма
22.10.2025
Критическое мышление и критическое отношение к идеологии
терроризма
Профилактическая работа по противодействию идеологии
терроризма в образовательной организации имеет разные направления. Большая
часть из них направлена либо на информирование учащихся о последствиях, либо на
складывание логических способностей анализа подобной идеологии. Эти два
направления сталкиваются с проблемами: информирование может стать пунктом
привлечения внимания учащегося к идеологии, развитые средства логики
использоваться не по назначению. Наиболее устойчивым профилактическим средством
является образовательная деятельностная среда, включающая в себя как обучение
средствам (логики, мышления), так и систему межличностных отношений, задающих
ценностную ориентацию личности.
Профилактические возможности
Один из феноменов информационной профилактики: если
рассказывать во взрослой (педагогической) аудитории про «черный интернет», то
минимум половина аудитории наберет это в своих поисковиках. Убедиться.
Посмотреть.
Таким же качеством – интересоваться, даже в большей
степени, обладают учащиеся. Более того, они склонны «проверять» информацию,
воспользовавшись ею. В силу этого профилактические рассказы не включают
конкретные данные и ссылки на источники. Это правильно, но это делает их
недостаточно конкретными и убедительными.
Как показала практика просто развитие общих компетенций
человека вне его самоопределения может привести к использованию этих
компетенций как в пользу, так и во вред. Собственно, критическое мышление может
рассматриваться как подобная компетенция и может быть повернуто как в сторону
позитивной социального строительства, так и в направлении экстремистских,
протестных настроений. Это происходит в силу того, что критическое отношение
предполагает не только компетенцию и владение способами критического мышления,
но и наличие личной позиции учащегося к терроризму.
Таким образом, неприятие и устойчивость к идеологии
терроризма обязательно должно учитывать ценностно-мотивационный пласт. Оно
должно строиться на:
- на
убежденности в недопустимости подобной идеологии, понимании своих
возможностей по ее препятствию;
- на
воспитанных ценностях, препятствующих воздействию подобной идеологии;
- на
самоопределении в общностном пространстве.
Разберем эти формы:
Рациональная убежденность является наименее личностной
формой отрицательного отношения к идеологии терроризма, как правило показывает
общую адекватность позиции учащегося в рамках социальной системы.
Основной риск – возможность переубеждения с помощью
набора аргументов, использующих ложные посылки и основания, а также методы
личностного воздействия/вовлечения.
Воспитанная ценность, противостоящая идеологии терроризма
– это ценность жизни человека, поддержание безопасных условий жизни. Ценность
жизни (в семье, в школе) это естественная убежденность в ценности каждой
человеческой жизни. Работая на поддержание этой ценности – своей жизни, жизни
друзей, близких, всех – мы поддерживаем отрицательное отношение к идеологии
терроризма. Наличие этой ценности заставляет человека автоматически негативно
воспринимать призывы к насилию, в том числе с угрозами жизни. Наиболее уязвимой
точкой здесь становится ситуация столкновения ценностей, например, ценности
жизни с ценностью справедливости или ценностью преодоления препятствия. Именно
здесь для ребят с высокими ценностными ориентациями возникает ловушка,
требующая критического отношения. Ловушка как правило устраивается на
противопоставлении ценностей, где человеку представляется бинарный выбор и его
начинают подталкивать (с помощью определенных средств) к определенному решению.
Критическое отношение здесь требуется к тому, как учащийся представляет себе ту
реальную ситуацию, в которой переживает те или иные чувства, принимает те или
иные решения.
Именно это ведет к необходимости проработки ситуации
самоопределения. Как правило это прохождение обучающимися ситуации, в которой
для него возникает предельная очевидность того, что происходит. В этом плане
крайне важным является формирование отношения к ситуациям, в которых
разрушающий характер терроризма становится очевиден вне любых оправданий и
объяснений. Здесь важным является разработка критического мышления,
направленного на дезавуирование ситуаций и формирование личностной позиции,
выраженной в определенном действии (направленном на поддержку жертв
террористической деятельности).
Таким образом, в критическом отношении к терроризму есть
составляющие рационального обоснования, ценностной ориентации, личностного
самоопределения.
Анализируя отношение учащихся к агрессивным,
террористическим формам мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся располагают
свое отношение на шкале тоталитаризм (сила) – толерантность (терпимость). В
целом учащиеся выбирают толерантность и оппозициируются к идеологии силового
воздействия, возмездия как агрессивной, разрушающей интерес к жизни. Однако при
введении других ценностей – начинают постепенно смещаться, находя баланс между
терпимостью (принятием ситуации) и стремлением решить ситуацию силовыми
методами. Это показывает, что внешняя убежденность не является достаточно
устойчивой к идеологическому воздействию.
Ценностное отношение к своей жизни, переживание ценности
жизни других, это центральный момент, за поддержание которого в период обучения
отвечает коллектив, реализующий воспитательную работу в школе.
Профилактика подобного отношения предполагает устойчивую
систему связей между людьми по поводу совместной деятельности и свободного
времени
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2025
Дата обновления: 22.10.2025
Дата публикации: 22.10.2025