Памятки о половой неприкосновенности
14.01.2025
Памятка для родителей
Особенности психического состояния и поведения
ребенка-жертвы сексуального насилия
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.
Данная форма насилия из всех его видов заслуживает в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения, для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и
тактики соответствующего поведения у родителей, а также самих детей.
Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех
слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать.
Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.
Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми,
но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не рассказывают никогда. Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим
причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновной в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Дети должны знать о сексуальном насилии. Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Уважаемый взрослый!
Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый)
человек и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;
- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- отсутствие целей и планов на будущее;
- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
- пессимистическая оценка своих достижений;
- неуверенность в себе, снижение самооценки.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:
- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Справочная информация для обращения в случае опасности:
102 - вызов полиции
112 - с любого, в том числе мобильного, телефона.